ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЫ

 

Принято                                                                                             Утверждено

решением педагогического совета № 1                                     Заведующая МКДОУ

                                                                                                       детского сада № 103 «Чебурашка»

МКДОУ детского сада комбинированного                              ___________________Г.В Манченко

вида № 103 «Чебурашка»"                                                    Приказ №_____от ______________2018   

г. Минеральные Воды

Протокол № 3 от 30.03.2018 г.

Положение

«О взаимодействии учителя-логопеда с родителями детей, имеющих

нарушения речи»

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МКДОУ детский сад  комбинированного вида №103 «Чебурашка».

1.2. Настоящее положение регулирует отношения учителя-логопеда и родителей детей, имеющих речевые нарушения.

1.3. В МКДОУ детям гарантируется охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, всестороннее развитие личности и коррекция имеющихся отклонений в речевом развитии.

2. Обязанности

2.1. Учитель-логопед обязан:

üсвоевременно выявлять нарушения речи воспитанников;

üопределять уровень и структуру дефекта;

üпроводить курс коррекции речевых недостатков;

üосуществлять индивидуальный подход к ребёнку, учитывая особенности его развития;

üспособствовать всестороннему развитию речи;

üоказывать квалифицированную просветительскую помощь родителям по вопросам профилактики и коррекции речевых недостатков.

2.2. Родители обязаны:

üсоблюдать устав МКДОУ комбинированного вида детский сад №103 «Чебурашка»;

üсистематически выполнять задания учителя-логопеда;

üконтролировать произношение детьми поставленных звуков в речи;

üобеспечивать детей необходимыми канцелярскими и прочими пособиями;

üобеспечивать ежедневное посещение ребёнком МКДОУ в учебное время (период с 1 сентября по 15 мая), за исключением пропусков по болезни.

3. Права

3.1. Учитель-логопед имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства.

3.2. При исполнении профессиональных обязанностей учитель-логопед имеет право на свободу выбора и использования методик обучения и коррекции, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний воспитанников.

3.3. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов обучения детей, посещать подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия.

4. Организация работы с родителями

4.1. Эффективными формами работы с родителями являются:

üбеседы;

üродительские собрания;

üконсультации родителей с педагогами группы;

üоткрытые занятия;

üдни открытых дверей;

üанкетирование;

üоформление стендов и информационных папок;

üвыставки педагогической литературы;

üтелефон доверия;

üзаочные семинары;

üбюро справок;

üконцерты для родителей силами воспитанников группы и др.

4.2. Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса, проводимого в единстве требований педагогов и родителей.

4.3. В ходе бесед воспитатель разъясняет роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

üоказывает помощь ребенку в выполнении заданий педагогов, в оформлении индивидуальной тетради;

üпринимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в группе;

üорганизует наблюдение за ребенком, определяет усвоение им новых знаний и умений.

4.4. В течение учебного года планируются три родительских собрания:

1-е родительское собрание (конец сентября), на котором освещаются следующие вопросы:

üанализ результатов психолого-педагогического обследования детей группы;

üорганизация жизни и занятий детей в условиях специальной группы (режим, задачи и содержание коррекционной работы, основные приемы педагогического воздействия и т.д.).

2-е родительское собрание (по итогам первого полугодия – январь), на котором рассматриваются:

üдинамика коррекционно-развивающего процесса;

üдостижения ребенка в сравнении с его прежними результатами;

üзадачи и содержание обучения на следующее полугодие.

3-е родительское собрание (по итогам учебного года – май), в повестку которого входят:

üитоги коррекционной работы за год обучения;

üанализ повторного обследования детей;

üрекомендации для каждого ребенка.

4.5. На протяжении учебного года систематически проводятся консультации для родителей.

 Педагоги консультируют родителей по вопросам, связанным с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Консультации могут быть групповыми и индивидуальными.

4.6. Родители могут посещать открытые занятия педагогов.

4.7. Стенды для родителей воспитатель и учитель-логопед оформляют совместно, систематически, раз в месяц обновляя материал. На стенде помещается информация типа:

üматериалы по формированию звукопроизношения у детей;

üматериалы о развитии речи детей в норме и при патологии;

üсоветы родителям по воспитанию детей и преодолению недоразвития речи;

üигры, речевой материал, который родители могут использовать для занятий с детьми дома;

üтекущая информация для родителей.


Принято                                                                                             Утверждено

решением педагогического совета № 3                                     Заведующая МКДОУ

                                                                                                       детского сада № 103 «Чебурашка»

МКДОУ детского сада комбинированного                              ___________________Г.В Манченко

вида № 103 «Чебурашка»"                                                    Приказ №_____от ______________2018   

г. Минеральные Воды

Протокол № 3 от 30.03.2018 г.

Положение

«О взаимодействии логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения»

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано для муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского  сада комбинированного вида № 103 «Чебурашка» (далее МКДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МКДОУ, на основании типового положения «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», письма  Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002г., № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях».

1.2. Настоящее положение регулирует коррекционно-образовательную работу специалистов МКДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающихся в логопедической помощи.

1.3. Коррекционно-образовательная работа специалистов МКДОУ ведётся согласно принципам личностно-ориентированной модели.

üпринцип дистанции позиции при взаимодействии;

üпринцип активности;

üпринцип стабильности – динамичности;

üпринцип комплексирования и гибкого зонирования;

üпринцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка и взрослого;

üпринцип открытости – закрытости;

üпринцип учёта половых и возрастных различий детей.

2. Коррекционно-образовательный процесс

2.1. Содержание коррекционно-образовательной работы определяется образовательной программой «От рождения до школы» (Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. 2014, коррекционными программами Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи» для подготовительной логопедической группы (ФФНР), Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы по преодолению ОНР»

2.2. Организация образовательного процесса в МКДОУ регламентируется учебным планом и расписанием занятий, утверждаемым администрацией учреждения.

3. Участники образовательного процесса

3.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги (логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре).

3.2. В МКДОУ детям гарантируется охрана их нервно-психического и физического здоровья; обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей; содействие в естественном и своевременном развитии речи и коррекция её недостатков.

3.3. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его уставом, знакомиться с материалами обследования речи детей, характером коррекционных методов обучения детей.

3.4. Педагоги МКДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, и консультируют их родителей по вопросам развития речи.

3.5. Педагоги МКДОУ проводят занятия строго по расписанию, утверждённому администрацией учреждения.

3.6. Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-логопед.

3.7. Следующие коррекционно-воспитательные задачи, педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно:

  • исправление ошибок в речи воспитанников;
  • стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
  • обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;
  • развитие восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
  • консультирование родителей;
  • обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

3.8. Задачи учителя-логопеда заключаются:

  • в интенсивной работе по развитию понимания речи, направленной на различение форм слова;
  • в развитии элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса;
  • в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка;
  • в формировании полноценной звуковой стороны речи (выработка артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • в обеспечении овладения элементами грамоты;
  • в развитии и совершенствовании связной речи дошкольников.

3.9. Работа воспитателя строится с учетом темы, намеченной учителем-логопедом, и задач коррекционной работы по развитию речи в повседневной жизни и соотносится с задачами логопедического занятия.


 Воспитателю рекомендуется:

  • формировать у детей необходимый, доступный их пониманию объем знаний и умений во время наблюдений, на прогулках, экскурсиях, обеспечивать разнообразие впечатлений;
  • сочетать все виды деятельности детей с развитием речи;
  • вести подготовительную коррекционно-развивающую работу по теме перед занятием учителя-дефектолога и закреплять в повседневной жизни опыт, речевые навыки, полученные детьми на занятиях;
  • уточнять, активизировать словарь в процессе режимных моментов, прогулок, экскурсий.

4.Распределение обязанностей между специалистами МКДОУ

4.1 Учитель-логопед:

  • Является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы, проводит обследование детей группы, совместно с коллегами составляет интегративный календарно-тематический план и индивидуальные планы работы с каждым ребенком.
  • Осуществляет постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию нарушенных звуков, способствует созданию речевой среды, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации, готовит ребенка к дальнейшему бучению в школе.
  • Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с нарушениями речевого развития в группе, в ДОУ.
  • Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения интегрированных занятий.
  • Своевременно выявляет нарушения речи у воспитанников.
  • Определяет уровень и структуру дефекта.
  • Способствует всестороннему развитию речи.
  • Координирует коррекционную психолого-педагогическую помощь детям с речевыми нарушениями; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, воспитателями).
  • Ведет необходимую документацию:
    • речевая карта на каждого воспитанника;
    • план организации совместной деятельности всех специалистов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения;
    • планы (перспективные) подгрупповых и фронтальных интегрированных занятий;
    • тетрадь для записей рекомендаций разным специалистам (воспитателю, музыкальному руководителю и т.д.);
    • тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями;
    • в конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы;
    • Проводит фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, имеющими нарушения в речевом развитии. При необходимости дети с речевыми нарушениями обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10—15 минут.
    • Распространяет специальные знания по логопедии среди педагогов и родителей.

4.2. Воспитатель логопедической группы:

  • Закрепляет приобретенные знания, отрабатывает умения по автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей (игровую, трудовую, учебную деятельность), в содержание развивающих занятий (рисование, лепка и др.) через наблюдения экскурсии, режимные моменты, помогает ребенку адаптироваться в коллективе.
  • Обеспечивает всестороннее развитие всех воспитанников.
  • Планирует (совместно с учителем-логопедом и другими специалистами) и проводит общеобразовательные занятия со всей группой детей;
  • Планирует (совместно с другими специалистами) и организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
  • Создаёт доброжелательную обстановку в группе.
  • Соблюдает преемственность в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями.
  • Обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с речевыми нарушениями с учетом рекомендаций специалистов.
  • Развивает психические процессы и мелкую моторику рук.
  • Консультирует родителей (законных представителей) детей с речевыми нарушениями по вопросам воспитания ребенка в семье.
  • Ведёт работу с родителями по пропаганде логопедических знаний.
  • Ведёт необходимую документацию:
    • планы (перспективные и календарные фронтальных занятий, логопедических часов);
    • тетради взаимосвязи со специалистами;
    • в конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

4.3. Музыкальный руководитель:

  • Развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса.
  • Формирует певческое и речевое дыхание.
  • Обогащает словарь детей по лексическим темам.
  • Развивает навыки в области слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  • Участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыко-терапевтических произведений, способствует созданию музыкального фона в деятельности ребенка, средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники и организует их досуг.
  • Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
  • Развивает эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.
  • Взаимодействует со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.
  • Консультирует родителей и педагогов по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
  • Ведёт соответствующую документацию:
    • планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
    • план организации и проведения совместной деятельности детей на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и т.п.;
    • аналитический отчет о результатах работы за год.

4.6. Инструктор по физической культуре:

  • Способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, совершенствует координацию основных видов движений, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества: взаимовыручку, решительность, настойчивость, уверенность в собственных силах.
  • Проводит (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.
  • Планирует совместную деятельность воспитанников группы; подготавливает и проводит общие спортивные праздники, досуги и развлечения.
  • Оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье.
  • Регулирует (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физическую нагрузку на воспитанников.
  • Ведёт необходимую документацию:
    • планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми;
    • план организации и проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных праздниках и т.п.;
    • аналитический отчет о работе за учебный год.
    • Укрепляет здоровье.
    • Решает задачи общего физического развития детей.
    • Развивает двигательные умения и навыки.
    • Формирует психомоторные функции.
    • Закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путём специально подобранных подвижных игр и упражнений.

                                    Утверждено

                                     Заведующая МКДОУ

                                                                                                       детского сада № 103 «Чебурашка»

                              ___________________Г.В Манченко

                                                  Приказ №_____от ______________2018   

.

ПОЛОЖЕНИЕ

о - медико-педагогическом консилиуме

МКДОУ детский сад комбинированного вида № 103"Чебурашка"

Г. Минеральные Воды

1. Общие положения

  1. Консилиум (ПМПк) является самостоятельной организационной формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях МКДОУ детский сад комбинированного вида № 103 "Чебурашка" г. Мин-Воды (далее МКДОУ), со специфическим кругом диагностико-воспитательных задач. Это систематически действующее, с постоянным составом участников, наделенное правом рекомендовать и контролировать совещание лиц, участвующих в учебно-воспитательной работе.
  2. Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МКДОУ, Уставом МКДОУ, Договором между ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссией, Договором между МКДОУ и родителями (законными представителями), настоящим положением.
  3. ПМПк создается на базе МКДОУ приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
  4. Свою деятельность Консилиум осуществляет во взаимодействии с медицинской, логопедической, методическими объединениями специалистов, педагогическим советом МКДОУ и всеми звеньями учебно-воспитательного процесса.

2. Основные направления деятельности ПМПк.

  1.  ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников, исходя из реальных возможностей МКДОУ, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
  2. Консилиум собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия; консультирует родителей, воспитателей, специалистов МКДОУ по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами; готовит документы на психолого-медико-педагогическую комиссию в случае неясного диагноза или при отсутствии положительной динамики в развитии и воспитании ребенка.
  3. Диагностическая функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателям, родителям, педагогам (Рекомендации), и Программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
  4. Реабилитирующая функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия.

3. Основными направлениями деятельности консилиума являются:

- выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы;

- комплексное воздействие на личность ребенка;

- консультативная помощь в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;

- социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условиях жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

- охрана и укрепление соматического и психологического здоровья и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка.

4. Задачи консилиума.

  1. В работе консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, главное – определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
  2. В задачи консилиума входят:
  • организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и (или) состояния декомпенсации;
  • выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
  • определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МКДОУ возможностей;
  • выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
  • выбор оптимальных для развития ребенка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
  • утверждение и согласование планов работы различных специалистов, разработка единого плана работы МКДОУ;
  • подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень его учебной успешности, подробного заключения о состоянии развития и здоровья воспитанников для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

Кроме указанных основных задач Консилиум может решать и другие, имеющие более конкретную направленность и реализующиеся в различных видах деятельности сотрудников МКДОУ.

5. Организация работы консилиума и документация.

  1. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников МКДОУ с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между МКДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников.
  2. Заседания консилиума подразделяются на плановые (один раз в квартал) и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом МКДОУ на комплексное рассмотрение проблем детей с отклонениями в развитии.
  3. Совещание специалистов ПМПк может быть также созвано экстренно в связи с острой необходимостью.
  4. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи, выходит с инициативой повторных обсуждений и ПМПк.
  5. По данным обследования каждым специалистом, участвовавшим в обследовании и коррекционной работе с ребенком, составляется Представление (Заключение) на ребенка и Рекомендации (медицинские, психологические, логопедические, педагогические), которые предоставляются на заседания Консилиума.
  6. Результаты обследования и динамического наблюдения фиксируются учителем-логопедом, психологом в Протоколе первичного обследования ребенка.(карты обследования)
  7. Коллегиальное Заключение специалистов ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и Программу специальной коррекционной помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
  8. Заключения и Рекомендации специалистов, коллегиальное Заключение и Программа специальной коррекционной помощи доводятся до сведения родителей в доступной для понимания форме.
  9. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в МКДОУ), осуществляется по Заключению ПМПк и заявлению родителей
  10. На основании проведенного обследования детей группы, анализа диагностических работ специалисты Консилиума разрабатывают Программу фронтальной коррекционно-развивающей работы с группой.
  11. В конце учебного года на заседании Консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы, медик и логопед составляют Заключение, педагоги – психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка.
  12. Состав Консилиума.
  • Консилиум является объединением учителя - логопеда, психолога, физ. рука, муз. работника, воспитателей, медиков.
  • В состав постоянных членов Консилиума по приказу руководителя МКДОУ вводятся: старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, медицинская сестра, воспитатели, имеющие опыт коррекционной работы, приглашенные специалисты.
  1. Состав Консилиума достаточно гибок, он включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены Консилиума присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.
  2. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени по индивидуальному плану работы, составленному в соответствии с реальным запросом на обследование детей.
  3.  Руководство деятельностью Консилиума осуществляет заместитель руководителя МКДОУ, что гарантирует статус Консилиума, придает его рекомендациям предписывающий характер и обеспечивает подключение к выполнению решений Консилиума всех нужных учебно-воспитательных сил и средств МКДОУ. Руководитель Консилиума осуществляет общее руководство коррекционно-педагогической работой коллектива, преемственность в работе специалистов, воспитателей, родителей, школы; организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы Консилиума. Руководитель отвечает за общие вопросы организации заседаний; обеспечивает их систематичность, формирует состав членов Консилиума для очередного заседания, состав детей и родителей, приглашаемых на заседания, он же координирует связи Консилиума с другими звеньями учебно-воспитательного процесса; организует контроль за выполнением рекомендаций Консилиума.
  4. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки ребенка.
  • Медсестра информирует о состоянии здоровья ребенка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам. В ходе Консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка.
  • В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника, разработка Программ фронтальной коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума.
  •  Специалисты-консультанты приглашаются по мере необходимости для непосредственного наблюдения за детьми и помощи в принятии правильного решения.
  • Воспитатель дает ребенку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении, активно участвует в собеседовании с родителями и самим воспитанником; составляет Программу фронтальной коррекционно-развивающей работы со своей группой; планирует индивидуальную работу с воспитанниками.
 


 

Принято                                                                                             Утверждено

решением педагогического совета № 3                                     Заведующая МКДОУ

                                                                                                       детского сада № 103 «Чебурашка»

МКДОУ детского сада комбинированного                              ___________________Г.В Манченко

вида № 103 «Чебурашка»"                                                    Приказ №_____от ______________2018   

г. Минеральные Воды

Протокол № 3 от 30.03.2018 г.

                                                                               Положение

об организации работы

 логопедического кабинета

МКДОУ детский сад комбинированного вида №103 "Чебурашка"

г. Минеральные Воды

  1. Общие положения

 

1. Логопедический кабинет организуется в помещении МКДОУ детский сад комбинированного вида № 103 "Чебурашка" г. Минеральные Воды

2. В своей работе логопедический кабинет руководствуются положением

«О дошкольной группе компенсирующей направленности МКДОУ детский сад комбинированного вида № 103 «Чебурашка», «Программой логопедической работы с детьми по преодолению ФФНР» Т.Б. Филичева, Г.В.  Чиркина, программно-методическими документами.

2.Порядок работы

1.Логопедический кабинет обеспечивает специализированную коррекционную помощь для детей с нарушениями речи и консультационную помощь для родителей.

2.Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется заведующим МКДОУ

3.Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке.

4.В кабинете оказывается логопедическая помощь детям дошкольного возраста.

5.Основными задачами логопедического кабинета являются:

  • проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий;
  • созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в группе.

6. Кабинет имеет условия для проведения

7.Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета.

3.Документация и отчетность

 

 

        1.В кабинете ведется учетная и отчетная документация:

  • Заявление от родителей о переводе в логопедическую группу
  • Протоколы приема и выписки детей.
  • Единые речевые карты.
  • Рабочий план на индивидуальную работу. Индивидуальные маршруты развития
  • Перспективный план на групповые и подгрупповые занятия.

2.Кабинет оснащен демонстрационным и методическим материалом, необходимым для фронтальной и индивидуальной работы.


Принято                                                                                             Утверждено

решением педагогического совета № 3                                     Заведующая МКДОУ

                                                                                                       детского сада № 103 «Чебурашка»

МКДОУ детского сада комбинированного                              ___________________Г.В Манченко

вида № 103 «Чебурашка»"                                                    Приказ №_____от ______________2018   

г. Минеральные Воды

Протокол № 3 от 30.03.2018 г.

Положение о логопедической группе

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регулирует деятельность логопедической группы МКДОУ детского сада  № 103 «Чебурашка» в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98г. №124-Ф З.

1.2. Настоящее положение определяет порядок организации деятельности логопедической группы муниципального дошкольного образовательного учреждения № 103 «Чебурашка» в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, на основании Устава МКДОУ, положения МКДОУ «О нормативно-правовой организации логопедического сопровождения»

1.3 Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовки детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

1.4 Основные задачи логопедической группы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 103 «Чебурашка»:

-коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

-своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма;

-коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

-активизация познавательной деятельности детей;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).

1.5. Деятельность логопедической группы может быть прекращена путём ликвидации по решению Учредителя МКДОУ.

2. Организация логопедической работы

2.1 Логопедическая группа в муниципальном дошкольном бюджетном образовательном учреждении открыта на основании приказа заведующего и комплектуется в соответствии с Уставом МКДОУ.

2.2 В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие нарушения в развитии речи:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНР) при дизартрии ( по решению ПМПк МКДОУ на свободные места)

2.3. Зачисление в логопедическую группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и осуществляется на основе обследования речи воспитанников, которое проводится с 15 по 30 января и с 1 по 15 сентября ежегодно.

2.4 В логопедическую группу с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети 6–7 летнего возраста с дизартрией, сложной дислалией, ринолалией. Срок коррекционно-развивающей работы один год. Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек.

2.5. Приему в логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения не подлежат дети, имеющие:

- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;

- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;

- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;

- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;

- задержку психического развития;

-заикание;

- заболевания, которые являются противопоказаниями для зачисления в дошкольные учреждения общего типа.

2.6 На каждого ребенка, зачисленного в логопедическую группу, учитель-логопед заполняет речевую карту, индивидуальный образовательный маршрут.

2.7 Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

2.8 Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи.

2.9 Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий муниципального дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

2.10 Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

  1. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю:

- с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи;

- с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;

- с детьми, имеющими дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия).

2.12. По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. Подгрупповые занятия проводятся не менее 2х раз в неделю.

2.13. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, 2.14. Продолжительность индивидуального – 10-15 минут;

2.15. Между групповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут, между индивидуальными и подгрупповыми занятиями - 5-10 минут.

2.16. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда

2.17. Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

2.18.В случаях необходимости уточнения диагноза или продления срока логопедической работы дети с нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию

 г. Минераловодского района.

2.19. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в логопедической группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и заведующий муниципальным дошкольным образовательным учреждением.

3. Руководство логопедической группой.

3.1. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения.

3.2. Заведующая МКДОУ:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;

- подбирает в логопедическую группу постоянных воспитателей, имеющих педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста.

- обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием.

3.3. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации и др.

4. Права и обязанности учителя-логопеда.

4.1.В штат муниципального дошкольного образовательного учреждения вводится должность учителя-логопеда из расчета 1 единица на каждую группу детей, имеющих нарушения речи.

4.2. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов переподготовки по специальности «учитель-логопед».

4.3. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.4. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование логопедической группы, качество коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями речи.

4.5. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родителям (законным представителям) детей, дает рекомендации по закреплению навыков правильной речи в разных видах деятельности ребенка.

4.6. Учитель-логопед:

- обследует речь детей средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения;

- обследует речь детей младшей группы по представлению воспитателей или родителей (законных представителей) ребенка;

- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению различных нарушений речи, осуществляет в ходе логопедических занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма;

- готовит документы для обследования детей в психолого-медико-педагогической консультации с целью определения в специальные группы;

- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения;

- представляет администрации дошкольного образовательного учреждения и методисту-логопеду ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с нарушениями речи в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и результатах коррекционно-развивающей работы;

- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций;

- информирует педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения о задачах, содержании, работы логопедической группы;

- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической работы по преодолению нарушений речи;

- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения муниципального дошкольного образовательного учреждения;

- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.

4.7. Учитель-логопед логопедической группы дошкольного образовательного учреждения пользуется всеми льготами и преимуществами (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения, доплаты), предусмотренными законодательством Российской Федерации.

4.8. Продолжительность рабочего времени (норма часов работы за ставку заработной платы) учителя-логопеда, работающего в логопедической группе муниципального дошкольного образовательного учреждения, установлена в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю (18 часов работы с детьми, имеющими нарушения речи и 2 часа для консультативной работы).  

4.9.  Учитель-логопед ведёт документацию:

- протоколы приема и выписки детей;

-протокол заседаний ПМПК

- заявление от родителей о переводе в логопедическую группу;

- расписание занятий;

- циклограмма деятельности;

- годовой план;

- перспективный план работы с детьми, имеющими ФФНР и ОНР;

- журнал регистрации детей, имеющих речевые недостатки;

- журнал посещаемости;

- речевые карты;

- индивидуальный маршрут развития каждого ребенка;

- индивидуальные тетради для занятий с детьми;

- отчет логопеда за год.

5 Материально-техническое и финансовое обеспечение

5.1 Логопедический кабинет размещается в помещении дошкольного образовательного учреждения.

5.2. Для логопедического кабинета выделяется помещение площадью не менее 18 кв. м, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

5.3. Логопедический кабинет обеспечивается специальным оборудованием.

5.4. Ответственность за оборудование логопедического кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения.

5.5. Оплата труда учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

5.6. Учителям-логопедам муниципальных дошкольных образовательных учреждений повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.7. Оплата труда воспитателей, работающих в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, производится из расчета 25 часов педагогической работы в неделю.

5.8. Воспитателям, младшим воспитателям (помощникам воспитателей) работающим в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, повышаются тарифные ставки (должностные оклады) на 20% за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

5.9. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, работающим с детьми с отклонениями в развитии речи, тарифные ставки (должностные оклады) повышаются на 20% за часы занятий, которые они ведут в логопедической группе.