Материалы

"Дороге детства-зеленый свет!"-работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. С каждым годом все сложнее становиться дорожное движение. Постоянно растет число автомототранспорта на улицах города. В числе проблем, порожденных автомобилизацией, на первом месте стоит аварийность и транспортный травматизм. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. От поведения пешеходов на улице зависит их жизнь и здоровье. Дети самые беспечные участники движения. Они пренебрегают правилами поведения, прежде всего потому, что не представляют грозящей опасности. Педагоги нашего детского сада задумались над тем, как сделать, чтобы ребята чувствовали себя на улице в безопасности, как заставить малышей быть внимательными и осторожными на улице? Как научить их соблюдать правила дорожного движения? Как воспитать навыки культурного и безопасного поведения на улице? Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Педагоги стараются  проводить ее планово, систематически, охватывая,  все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. С этой целью в дошкольном учреждении было разработано перспективное планирование работы для всех возрастных групп в различных формах организации детской деятельности: в НОД, через наблюдения и целевые прогулки, беседы и рассматривание иллюстративного материала, дидактические игры, игровые упражнения и ситуации, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, двигательную активность.  

Начиная со второй младшей группы, педагоги знакомят детей с правилами поведения на улице, рассказывают о правилах дорожного движения, объясняют, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, беседуют с детьми о том, часто ли они бывают на улице. Название, каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре, где можно, а где нельзя ездить на велосипеде. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Педагоги предлагают разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Воспитатели рассказывают детям о том, как следует переходить дорогу, знакомят их пешеходным маршрутом (переход, «зебра», светофор). Младших детей учат различать и называть цвета светофора, а также тому, что они обозначают. Воспитатели в своей работе используют макет светофора, макет улицы с домами, перекресток, игрушечные автомобили. Детей старшего возраста учат различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, объясняют, что обозначает каждый знак, разыгрывают дорожные ситуации с помощью макета, усваивают знания в игровой деятельности. Педагоги знакомят с работой инспектора, который внимательно следит за движением на дорогах.

В дошкольном учреждении проводятся различные мероприятия, развлечения, игры, конкурсы, КВН. Воспитатели привлекают родителей в изготовлении атрибутов, макетов для игр. В каждой группе оформлены уголки по обучению детей правилам дорожного движения, имеется методическая литература. Дети с удовольствием играют в развивающие, обучающие игры, изучают тестовые задания для закрепления теоретического материала.

Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Приобретение городом методического пособия для занятий по обучению детей безопасному поведению на дороге в условиях, приближенных к реальным решили многие проблемы.

Обучение, в условиях приближенных к действительности, при помощи Мобильного  автогородка, несомненно, помогает педагогу в преподавании правил безопасного поведения детей на дорогах и обучению грамотного пешехода, у детей происходит  наибольшее восприятие информации  с помощью игрового воздействия и зрительной памяти. А это значит, что любой теоретический материал необходимо закреплять посредством практических занятий в условиях, приближенных к реальным. Ребенку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зеленый сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора не на опасной проезжей части, а на ее имитации, на подсознательном уровне такая информация может отложиться у ребенка, начиная с трех летнего возраста.

Ребенок не может, как следует усвоить словесную или так называемую, вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса. С помощью Мобильного автогородка ребенок лучше усваивает информацию, поступающую через зрительное восприятие.

Используя,  мобильный автогородок с детьми можно провести занятия:

Занятие «Что такое улица»

В процессе этого занятие педагог приводит детей на мобильный автогородок и предлагает им назвать элементы проезжей части, которые они видят перед собой: тротуар, полоса для движения транспортных средств, остановка общественного транспорта, дорожная разметка, полосы, разделяющие транспортные потоки, стоп-линия перед пешеходным переходом, пешеходный переход «Зебра». Во время занятия необходимо чтобы дети находились строго на тротуаре.

Занятие «Участники дорожного движения»

Во время занятия педагог разбивает детей на группы и предлагает пешеходам занять место на тротуаре, водителям изображать транспортные средства, а пассажирам ожидать автобус на остановке общественного транспорта. При этом все участники дорожного движения должны выполнять Правила дорожного движения, «водители пропускать пешеходов», «пешеходы» дожидаться зеленого сигнала светофора, а «пассажиры» спокойно ожидать общественный транспорт. Затем дети меняются ролями.

 Занятие «Элементы дороги: Тротуар»

На мобильном автогородке педагог предлагает ребятам игру «Кто самый внимательный». Цель игры – научить детей быстро определять правую и левую стороны.  Дети строятся. Воспитатель подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку. Затем дети становятся парами, лицом к лицу. По команде воспитателя они должны показать правую или левую руку своего партнера. После того как дети перестают ошибаться с указание стороны, их разбивают на две группы и предлагают пройти по тротуару навстречу друг другу. Задача каждой из групп дойти до конца тротуара не задев,  движущихся навстречу пешеходов. Дети должны идти, держась правой стороны, не толкаясь, не балуясь.

Занятие  «Проезжая часть – дорога для автомобилей»

Во время занятия воспитатель просит детей показать на проезжей части полосы движения, объяснить в какую сторону движется транспорт по каждой из полос. Предложить детям изобразить транспортные средства, и затем объяснить по какой стороне дороги дети будут совершать движение и почему.

Занятие  «Транспортный Светофор»

На данном практическом занятии дети внимательно следят за работой транспортных светофоров, включенных в автоматическом режиме. Можно предложить ребятам посчитать, сколько времени горит зеленый сигнал для транспортных средств, а сколько красный. Ребята на практике усваивают процесс  работы светофоров.

Занятие «Переход проезжей части по регулируемому пешеходному переходу»

В ходе занятия воспитатель с  группой детей подходит к регулируемому пешеходному переходу, двигаясь при этом строго по тротуару. На светофоре горит красный сигнал. Педагог объясняет детям, что красный сигнал является запрещающим, и переходить проезжую часть на данный сигнал нельзя ни в коем случае. Далее загорается желтый сигнал, который также по правилам дорожного движения является запрещающим. Дождавшись зеленого разрешающего сигнала светофора, педагог объясняет детям, что сразу переходить проезжую часть нельзя, надо убедиться, что все транспортные средства остановились и пропускают пешеходов, только после этого можно начинать переход проезжей части.

Занятие  «Поведение на остановке общественного транспорта»

Воспитатель рассказывает,  что остановка общественного транспорта одно из наиболее опасных мест на проезжей части?  Многие взрослые, ожидая автобуса, выходят на дорогу, чтобы увидеть номер маршрута приближающегося транспортного средства. Это очень опасно, никогда не повторяйте ошибок взрослых. Водители автобусов  во время движения сосредотачивают, внимание на проезжей части, на других транспортных средствах, поэтому следить еще и за неграмотными пассажирами им очень сложно, не создавайте дополнительных проблем ни себе ни водителю. Ожидая свой автобус, ведите себя на остановке спокойно, не подходите близко к краю проезжей части, ни в коем случае не играйте в зоне остановки. Совершайте посадку и высадку только после полной остановки, в том момент, когда внимание водителя сосредоточено именно на пассажирах.

Занятие  «Изучение дорожной разметки и дорожных знаков»

Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направления движения, третьи вводят всякие запреты и ограничения и т.д.

Если знаки сообщают нам определенную информацию. Они синего цвета, квадратные или прямоугольные. Они называются информационно-указательными. Показ знаков.

 «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса».

Я вам загадаю загадку, а вы скажите о каком знаке идет речь.

В городские наши дебри
Забежали чудо-зебры.
Зебра не лягнет копытом,
Зебра не мотнет хвостом,
Растянулась любопытным,
Через улицу мостом. 
(Пешеходный переход)

Данная работа показала хорошие результаты, по результатам тестирования было отмечено,  что  84% воспитанников имеют высокий и средний уровень усвоения данного материала, это говорит о повышение уровня развития детей, они стали более внимательными, научились находить способы выхода из конфликтных ситуаций, умению вести себя в общественных местах и на улицах города. Появилась возможность больше привлекать родителей для участия в мероприятиях, что способствует возрастанию эмоционального благополучия ребенка.      

Следует сделать вывод, что при работе с детьми необходимо использовать игровые методы обучения детей. В данном случае обучение в условиях, приближенных к реальным, т.е. посредством занятий на мобильном автогородке, является наиболее эффективным методом обучения. Только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация понята всеми детьми.